Система менеджмента качества

Качество жизни современного человека включает показатели качества питания, здравоохранения, образования, жилищного комфорта, удовлетворения от сферы обслуживания, а также степень удовлетворения этих показателей.
Требования общества к поставщикам услуг и товаров заключаются в том, чтобы они решали задачи, поставленные обществом, учитывая интересы всех сторон: потребителей, собственников бизнеса, персонала организаций, поставщиков, общества и государства.

Для того чтобы бизнес был успешным, продукция и услуги должны быть конкурентоспособными, а значит качественными. С расширением рынка конкурентная борьба обостряется и выживают только те, кто обеспечивает высокое качество при низких ценах.

Такое положение дел на рынке способствовало развитию систем управления качеством, которые позволяют давать объективную оценку потребительского спроса, устанавливать необходимые требования к качеству продукции и услуг, находить слабые места на пути к его достижению.

Руководители организаций приходят к выводу, что для их успешного развития необходима единая система управления. Система менеджмента качества (СМК), отвечающая требованиям международной системы ИСО 9000, является именно такой системой. СМК способна объединить все системы управления на предприятии, включая управление финансами, маркетингом, стратегией, производством, кадрами и т.д.

Относительно СМК существует два мнения, которые требуют пояснений.

 

  1. Данная система осуществляет управление только техническими ресурсами, связанными с производством и качеством выпускаемой продукции.
  2. Стандарт ИСО 9001 распространяется только на компании, занимающиеся производством, но не на компании, предоставляющие услуги.

Оба этих мнения ошибочны. Любая организация, независимо от сферы деятельности и численности работников, может использовать СМК.

Порядок создания СМК

ТК 176 ISO предлагает процедуру внедрения СМК, состоящую из нескольких этапов:

  1. Определение целей: повышение доверия, сокращение затрат, улучшение морального климата в организации, выход на новые рынки и т.д.
  2. Формулировка того, чего ожидают потребители, работники компании, поставщики, акционеры и общество в целом.
  3. Изучение информации о стандартах ИСО серии 9000 на сайте ИСО, опыта применения стандартов в мире из журналов ISO Management Systems и отечественных журналов по качеству.
  4. Применение ИСО 9000 в системе менеджмента организации, используя требования ИСО 9004 и критерии национальной премии в области качества.
  5. Приобретение руководства по разделам системы менеджмента качества.
  6. Проведение самооценки или аудита сторонней организацией на соответствие требованиям ИСО 9001, определение статуса.
  7. Анализ требований ИСО 9001 к производственной деятельности, определение соответствия.
  8. Составление плана устранения несоответствий. (п. 4.1, п. 7.1 ИСО 9001).
  9. Выполнение плана и регистрация действий.
  10. Проведение регулярных внутренних аудитов, руководствуясь ИСО 19001.
  11. Принятие решения о необходимости сертификации.
  12. Привлечение аккредитованного органа для аудиторской проверки с последующей выдачей сертификата.
  13. Дальнейшее развитие бизнеса. Анализ эффективности и соответствия СМК стандарту ИСО 9004, основой которого является методика достижения успеха.

 

Документы СМК

Документы должны соответствовать стандарту ИСО 9001. Чем больше организация, тем выше степень ее документированности. Исходя из практики, необходимой и достаточной является четырехуровневая структура документации.

 Структура документации СМК.

Система менеджмента качества

Система менеджмента качества


На рисунке показана документация о СМК организации для внутреннего и внешнего использования, документы, в которых описываются процессы СМК, рабочие документы и записи о качестве.

Документы первого уровня (10% объема) используются высшим руководством организации, потребителями и третьей стороной, представляющей государственные и общественные органы, органы сертификации и т.д. Документы второго уровня – это внутренние документы (объем 25%), используемые руководителями и структурными подразделениями.

С документами третьего и четвертого уровней работает весь персонал, они составляют 65% объема. Все уровни Документации СМК находятся во взаимодействии друг с другом.